• Виктория

Тренер детского фитнеса – забота о будущем поколении

g-stockstudio

iStock

Автор – Дарья Бабкина, эксперт FPA.

В самом термине «детский фитнес» два слова: «фитнес» и «детский». Получается, фитнес такой же, как и для взрослых, только для детей. Дети в фитнес-клубе – это клиенты от 3 до 14 лет, и для них создается особый продукт, особая программа с учетом возрастных особенностей. В отличие от взрослого фитнеса, детский включает в себя не только спортивные занятия, но и творческие, обучающие, развивающие – все это необходимо для комплексного подхода и развития каждого маленького члена клуба. В то же время детский фитнес-тренер может работать не только в фитнес-клубе, но в и детском саду, в детском центре, культурном центре района, города, и это всегда будет популярным направлением, потому что детский фитнес – это про здоровье, индивидуальный подход к каждому ребёнку и особенную атмосферу занятия.

Из чего состоит детский фитнес?

Детский фитнес – это система мероприятий, направленная на воспитание здорового и жизнерадостного ребенка и формирование у него двигательных навыков и физических качеств в соответствии с его возрастом и психофизиологическими особенностями.

Фраза «система мероприятий» в данном определении не случайна, ведь ребенок, посещающий занятия по детскому фитнесу, проходит целый комплекс занятий:

  • спортивные (общефизическая подготовка);

  • игровые (с элементами игровых видов спорта, таких как футбол, баскетбол и также других спортивных игр, особенно интересных и полезных для детей);

  • оздоровительные, направленные на профилактику нарушений свода стопы и формирование правильной осанки. В этой группе занятий для детей из взрослого фитнеса добавляются такие популярные направления как стретч, йога, пилатес (или элементы таких занятий);

  • специальные тренировки, требующие от тренера специальной физической подготовки (гимнастика, акробатика, единоборства, танцы и многие другие популярные направления). Именно этот вид занятий (специальные) в детском фитнесе ведут тренеры, которые в прошлом занимались этим видом спорта сами. При этом необязательно иметь высший спортивный разряд в данном виде спорта и тренировать детей по такой же системе, ведь детский фитнес – про здоровье и комплексный персональный подход к каждому ребенку, когда малыш имеет возможность попробовать в фитнесе разные направления. При этом необязательно выбирать что-то одно и посещать тренировки, например, по гимнастике 6 раз в неделю: детский фитнес дает массу разнообразных возможностей, можно посещать разные направления занятий;

  • в детском фитнесе есть также творческие развивающие занятия, их может вести тренер даже без спортивного прошлого и спортивной подготовки, но непременно с творческой жилкой. Он с удовольствием будет с детьми рисовать, лепить из пластилина, помогать познавать окружающий мир.

Помимо тренировок в детском клубе проводятся мероприятия, праздники, дни рождения, работают группы дневного пребывания на 4, 6 и 8 часов, где дети посещают минимум 3 занятия разных видов, гуляют, репетируют театральные выступления. С такими группами также работает тренер детского фитнеса, это особенный и интересный мир. 

Тренер – ключевая фигура

Жизнь в детском центре в фитнес-клубе бьет ключом, и, конечно же, без команды опытных педагогов, тренеров, инструкторов, аниматоров реализовать все это невозможно. Тренер детского фитнеса – это основное звено и двигатель этой жизни. Какими личностными качествами и профессиональными компетенциями он должен обладать?

В первую очередь, это должен быть человек, который любит детей. Научиться любить детей невозможно. Это либо заложено в человеке, либо нет. И любящего детвору тренера видно издалека. Он всегда улыбается, глаза горят, общается тепло и приятно. Дети чувствуют это и тянутся к такому тренеру.

Встречают по одежке

Иногда можно понять, что перед вами будущий или действующий детский тренер, только по одному внешнему виду. Тот, кто будет работать с дошкольниками, одевается в одежду ярких цветов, с элементами мультяшных персонажей. Дошкольники ведь смотрят в первую очередь глазами, и, чтобы отпустить маму и весело побежать на тренировку, они должны доверять тренеру уже с первого взгляда.

Тренер, который работает с подростками, имеет более «брутальный» и спортивный внешний вид, подростки тянутся к такому тренеру, хотят быть похожими на него – такими же мускулистыми, подтянутыми, стройными.

В образе тренера, который ведет специальные тренировки, должен присутствовать элемент того вида спорта, который он ведет, например, пачка и балетки у балерины или специальные чешки у гимнастки, или черный пояс у тренера каратэ и т. д.

Тренер, который ведет оздоровительные занятия, конечно же, и выглядит здоровым, имеет правильную осанку, походку, у него здоровый свод стопы.

Тренер творческих занятий, ведущий праздников и мероприятий способен перевоплощаться в нужный образ, быть ярким, заметным, удерживать внимание большой группы детей.

Часто тренер детского фитнеса ведет сразу несколько направлений и дисциплин, работает с детьми разного возраста, а также имеет свою специализацию (например, гимнастика). Такой тренер – универсал очень ценится работодателями, строит карьеру в детском фитнесе и имеет достойную оплату своего труда.

О качествах и задачах детского тренера

Тренер детского фитнеса обязательно должен быть нацелен на результат своих воспитанников. Ведь в этой области, при занятиях с детьми тренер работает не только с ребенком, но и с его родителями. И, чтобы родители продолжали водить своего ребенка на занятия, им надо постоянно показывать результат, которого достиг их ребенок, даже небольшое достижение, но очень важное для родителей и для самого ребенка (например, рассказать: «Сегодня Петя смог присесть на 5 раз больше, чем на прошлом занятии. Молодец!»). Это добавляет значимости тренировкам и оставляет с нами клиента надолго.

Важным является еще и то что, ребенок постоянно растет и меняется, и тренер должен профессионально расти вместе с ним, чтобы достигать все новые и новые результаты тренировок.

Креативность для тренера детского фитнеса нужна, как ни для кого другого в сфере фитнеса. Уметь каждое занятие сделать сказкой, легендой, настоящим путешествием в мир спорта, здоровья и творчества, при этом делая занятие очень полезным, давая в игровой форме специальные упражнения, которые каждый ребенок с удовольствием будет выполнять. Ведь в детском фитнесе мячик может превратиться в Смешарика и покатиться спасать своих друзей (на занятиях с дошкольниками). С подростками тренер, используя необычное оборудование (фитбол, босу, эспандеры и даже оборудование для взрослого фитнеса с правильно подобранным весом), может каждый раз модифицировать упражнения, задействуя разные группы мышц, объясняя, как взрослым, что даст то или иное упражнение для достижения фитнес-целей каждого ребенка. Это сохранит интерес к занятиям такой требовательной аудитории детей, как старший школьный и подростковый возраст.

Тренер детского фитнеса должен уметь разрешать конфликтные ситуации между детьми на занятии, с родителями и даже между родителями. Решая конфликтные ситуации между детьми, тренер на занятии должен уметь давать индивидуальные задания каждому ребенку. Например, новичку, который пришел в первый раз, – подготовительное упражнение, а физически более развитому ребенку – усложненное, модифицированное упражнение.

Необходимо помнить, что на каждом занятии детского фитнеса есть игра. При этом лучше не использовать соревновательный момент и делать так, чтобы победила дружба, или каждый ребенок победил в своей номинации, ведь детский фитнес – это место для счастливого и жизнерадостного ребенка, там не должно быть слез, оценок и разочарований.

К каждому родителю и к каждому ребенку нужно находить подход, объясняя важность и пользу занятий, хвалить ребенка, рассказывать и показывать результаты и достижения после каждой тренировки.

Немаловажным является умение соблюдать правила. Правила должен соблюдать как сам тренер в своей работе, так и научить этому детей и родителей. Вот некоторые основные правила:

  • не опаздывать на занятие, чтобы не пропустить подготовительную часть и не получить травму;

  • посещать тренировки в соответствии с возрастом и рекомендациями тренера, которые он дает на первом вводном персональном занятии;

  • надевать спортивную одежду и обувь.

Детскому тренеру необходимо уметь работать в команде таких же тренеров, работающих с ним бок о бок в одном фитнес-клубе, детском центре, садике. Уметь выйти на замену другого тренера, если тот заболел или уехал, помочь подготовить сценарий праздника, не делить детей на «своих» или «чужих», которые ходят к другому тренеру, уметь поддержать коллегу-новичка, поделиться знаниями или попросить совета у тренера с большим опытом. Детский тренер с помощью игр и своих занятий учит и детей работать в команде, таким образом ребята часто находят друзей на тренировках, что является приятным бонусом занятий детским фитнесом.

Подробнее о профессиональных качествах

При устройстве на работу в идеале все хотят видеть человека с опытом работы с детьми и хорошими знаниями в области детского фитнеса. Особенность данной профессии состоит в том, что на тренера детского фитнеса пока невозможно выучиться в вузе. Часто приходят соискатели с физкультурным образованием, в прошлом спортсмены, кандидаты с психолого-педагогическим образованием. Это, безусловно, хорошая база, с которой можно начать свою карьеру в детском фитнесе, но в любом случае нужно обязательно пройти специальное обучение на тренера детского фитнеса, узнать все нюансы именно этой профессии.

До недавнего времени хорошего качественного обучения в этой области не было. Были краткосрочные курсы, однодневные конвенции или стажировки на будущем месте работы. Но фитнес-индустрия не стоит на месте, и к детскому тренеру предъявляется все больше и больше требований, порой даже больше, чем к тренеру, работающему со взрослыми.

Уникальность программы FPA «Детский фитнес» состоит в том, что будущему тренеру детского фитнеса необязательно быть спортсменом в прошлом, иметь психологическое, педагогическое или физкультурное образование, хотя это и будет являться преимуществом. Кандидат на базе любого образования может пройти обучение продолжительностью 7 месяцев и получить диплом о профессиональной переподготовке (при наличии высшего или средне-специального образования любого профиля).

Обучение проходит в дистанционном формате, можно учиться из любой точки страны и даже за ее пределами. В результате обучения будущий тренер получит все необходимые знания в области педагогики, психологии, физиологии и анатомии детей, а также по методике проведения всех видов занятий (спортивные, творческие, оздоровительные, специальные, игровые) с детьми всех возрастов (от 3 до 14 лет). На выходе вы станете специалистом с высоким уровнем знаний, навыков и умений. Остается добавить только опыт работы с детьми – и вы идеальный, желанный и востребованный на рынке труда тренер.

Место, где тренер детского фитнеса может работать, не ограничивается фитнес-клубом. Такие тренеры востребованы как педагоги дополнительного образования в детских садах и школах, в детских досуговых центрах, детских лагерях и иных учреждениях, оказывающих услуги присмотра, ухода, дополнительного образования и физического воспитания детей.

Занятия по детскому фитнесу

С чем же столкнется детский тренер при выходе на работу? Теперь все знания надо применить на практике, и дети будут стопроцентным отражением качества каждой проведённой вами тренировки. Если тренер не может удержать необходимый темп занятия, внимание детей рассеивается, дети разбегаются, нарушается дисциплина, появляется риск возникновения травм.

Тренеру нужно уметь держать не только нужный темп занятия, но и уметь делать каждое занятие интересным для ребенка с учетом его возрастных особенностей, а главное, полезным для его здоровья, каждый раз приближаясь к фитнес-цели. А цели могут быть абсолютно разными: научиться танцевать, скорректировать осанку, выучить элементы самообороны, быстрее бегать, подтягиваться, отжиматься и т.д. Методически грамотная тренировка будет нравиться детям, а занятие будет давать необходимый эффект.

Для этого инструктору необходимо правильно подобрать имидж, соответствующий заявленному формату занятия. В тренировке должны быть соблюдены все части по времени и содержанию. Необходимо соблюдать нагрузку на организм каждого ребенка, всегда помнить о технике безопасности.

Тренер на занятии должен занимать правильное положение относительно группы детей и безукоризненно с точки зрения техники выполнять все упражнения, которые показывает. Музыка должна быть правильно подобрана для каждой части занятия.

Тренеру важно хвалить детей и отмечать успех каждого ребенка. Мотивация детей от занятия к занятию является важной составляющей. В отличие от взрослых, дети чаще всего не могут сами себя замотивировать и пойти на тренировки, потому что «надо». В то же время ребенок будет бежать на каждое занятие к любимому тренеру, если тренер умеет грамотно выстраивать каждое занятие и с точки зрения методики, и с точки зрения практики, хвалить и мотивировать детей.

Детскому тренеру постоянно нужно расти и развиваться в своей сфере, ведь он работает с детьми, которые изо дня в день так же растут и развиваются, нужно поспевать за ними, обогащая себя все новыми и новыми знаниями.

Лучшим началом для старта карьеры будет базовое обучение курсу детского фитнес-тренера в FPA.

Типичные ошибки начинающего детского тренера 

Ошибка первая – не любить детей и идти в профессию ради денег или потому, что родители сказали, или за компанию с другом. Любить детей научиться невозможно, но, если это базовое качество есть, все остальное: удовлетворение профессией, заработок, улыбки и результаты воспитанников – обязательно придет.

Вторая ошибка – не хотеть учиться и развиваться в сфере детского фитнеса, думать, что смежного образования, полученного в вузе, достаточно. К сожалению, это не так. Данная профессия предполагает обучение специфике проведения тренировок именно в детском фитнесе. Для этого очень хорошо подойдет курс FPA, где вы получите все необходимые знания в области анатомии, физиологии ребенка, психологии и педагогики, теории и методики ведения занятий. Программа уникальная и не имеет аналогов на рынке. Кроме того, тренеру желательно посещать минимум 18 часов дополнительного обучения в год, а лучше больше. И для этого сегодня множество возможностей: почти каждый месяц проходят различные семинары, мастер-классы, воркшопы. Есть специальные конвенции и конкурсы по детскому фитнесу.

Третья ошибка – бояться обратной связи от коллег или руководителя. Лучшим решением будет попросить обратную связь о своем занятии самому. Время от времени просить руководителя или тренера с бОльшим опытом поприсутствовать на вашем занятии и со стороны сказать, что можно было бы сделать лучше, с точки зрения методики проведения урока, эмоционального фона, педагогического мастерства и так далее.

Четвертая ошибка – не соблюдать сервисность по отношению к клиентам (родителям и детям). Важно здороваться с родителями и детьми первым, помнить и называть всех по имени, улыбаться, одеваться опрятно, соблюдать личную гигиену. Все это важно в выстраивании личных отношений с каждым, а также для вашей репутации не только как профессионала, но и как человека.

Пятая ошибка – пытаться тренировать детей в детском фитнесе так же, как в детстве тренировали вас. Фитнес это не спорт. Здесь другая цель, а время не стоит на месте. Возможно, 20-30 лет назад тренеры не обладали такими знаниями, которыми можно обладать сейчас.

Шестая ошибка – обсуждать с коллегами или детьми систему воспитания, принятую в семье. Например, ребенок капризный, на него повышают голос родители, наказывают, либо наоборот, совсем не наказывают. Это этическая сторона вопроса. Как педагог и тренер вы работаете только по запросу. То есть, если у вас родители попросили совета о воспитании ребенка, вы можете им порекомендовать поступить так или иначе, в том числе почитать соответствующую литературу.

Седьмая ошибка – не готовиться к урокам. Даже тренеры с большим опытом всегда готовятся к своему занятию и имеют запасной план урока, если вдруг что-то пойдет не так, дети будут не в настроении или придет на занятие новый ребенок. Для начинающего тренера готовиться очень важно, причем как с точки зрения методики, так и с точки зрения эмоциональной подачи.

Восьмая ошибка – это ждать быстрых результатов. Наберитесь терпения, развитие вас как тренера-профессионала – это долгая работа, шаг за шагом вы с каждым днем будете становиться все лучше, ваши уроки качественнее, а любовь детей к вам все больше.

Быть детским тренером – классная, требующая много отдачи работа. Но сколько любви вы получите в ответ…

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest